В последнее время в СМИ все чаще упоминается хорошо знакомая аббревиатура NED. Упоминается в связи с усилением своей активности в среднеазиатских республиках бывшего СССР. Чтобы разобраться, с чем связана такая активность этой организации, предлагаю ознакомиться с материалами открытых изданий.
Итак, NED, называющий себя Национальным фондом в поддержку демократии был создан при президенте Рейгане в 1983 году Конгрессом США для «продвижения демократии». И хоть собственную цель фонд видит в «содействии становлению и развитию демократии и свободы во всём мире», действует исключительно избирательно. География деятельности четко координируется Советом фонда, куда входят Уэсли Кларк, бывший командующий войсками НАТО, Фрэнк Карлуччи, бывший министр обороны, Мортон Абрамовиц, бывший советник президента Рейгана, председатель Международного кризисного центра, Ли Гамильтон, бывший сенатор, член президентского Совета по национальной безопасности. Одним из членов совета директоров фонда являлся Збигнев Бжезинский, бывший в свое время советником по национальной безопасности при президенте Картере, сотрудником Центра стратегических и международных исследований, долгое время являвшийся ведущим идеологом внешней политики США. В деятельности фонда принимали участие заметные личности, связанные с американскими спецслужбами – Джон Негропонте, Генри Чиснерос, Эллиот Абрамс.
И, хотя фонд считается неправительственным, большая часть бюджета, 95%, фонда наполняется из бюджета США. И финансирование тем щедрей, чем больше фонд выполняет задачи, поставленные перед ним государством. Понятно, что привыкшие действовать силой «ястребы», остаются верными своему курсу, но методы «продвижения демократии» уже другие.
Переложив на фонд часть функций ЦРУ, США применяют новые технологии формирования среды недовольства. Один из основателей фонда, Аллен Вайнстайн, сказал еще в 1991 году: «многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад ЦРУ делало тайно». Зачем воевать, если те же деньги можно вложить в создание пятой колонны, одновременно обретая влияние среди будущих элит. NED не скрывает, что самое главное его детище – активное финансирование «цветных революций». Создаваемые программы финансирования под различными благозвучными названиями – это способ скрытого распределения колоссальных сумм, вкладываемых в «раскачивание» государственного уклада. Под видом грантов осуществляется финансирование оппозиции по программам защиты прав человека, поддержки независимых медиа-ресурсов, гражданской грамотности, упрочения демократических формаций и ценностей, которые, это обязательно, в корне отличаются от традиционных. Особенно надо отметить программу «поддержки глобальной экономики», иными словами, установку держаться под влиянием США.
NED выделяла миллионы оппозиционному движению «Солидарность» в Польше, в Чехословакии – движению «Хартия 77», движению «Отпор» в Сербии. В 2014-2015 годы NED выделила российским неправительственным организациям (НПО) 9,3 млн долларов, украинским — около 14 млн. В своем отчете за 2015 год NED заявила, что выделенные организацией средства «сыграли важную роль на начальном этапе евро майдана в Киеве», т.е. оплачивались сборы и содержание «протестующей» людской массы, приведшей к государственному перевороту 2014 года, поставившему в итоге у власти угодных США марионеток.
В июле 2015 года Генпрокуратура России признала международную организацию NED «нежелательной». Однако, финансирование «Московской Хельсинкской группы» Людмилы Алексеевой, движения «За права человека» Льва Пономарёва и движения Навального продолжается через другие фонды.
Удобное географическое положение центральноазиатского региона между исконными врагами США Россией и Китаем объясняет возросшую активность различных фондов по расшатыванию стабильности и организации новых «революций».
Логика противостояния Вашингтона и Пекина заставляет американцев создавать напряженность на западных границах Китая, чтобы вынудить его к уступкам в идущей торговой войне. Именно ее ожесточению обязано открытое вмешательство NED, «Фонда Сороса» и USAID в политику стран Центральной Азии. Логика противостояния Вашингтона и Москвы направлена на срыв сотрудничества с Россией в экономической сфере, срыве программ развития энергетики в ущерб национальным интересам центральноазиатских стран. И вот создается напряженность в соседствующих с Россией и Китаем государствах.
Например, «Молодежное движение» в Казахстане получило от NED 1 млн долларов. И это сразу же отразилось на интенсивности протестных выступлений в Казахстане.
Все лидеры нового протестного движения «Оян, Казахстан» оказались сотрудниками или активными получателями грантов американских фондов, включая «Фонд Сороса», который открыто выступил в защиту участников беспорядков. Лидер «Оян, Казахстан» Димаш Альжанов, бывший сотрудник NDI (дочерней структуры NED), работал на Украине в 2014. Протестующих также поддержал фонд «Еркендик канаты» (исполнитель проектов посольства США), «Фридом Хаус» и фонд Сороса, которые заявили, что президентские выборы прошли «с нарушениями». В интересах оппозиции также действовали представители казахских НПО «Адил Соз», «Казахстанское бюро по правам человека» (Фонд Сороса), «Интерньюз» (агентство USAID).
Но помимо простой поддержки протестами можно увидеть координацию активности зарубежных фондов, в частности, фонда National Endowment for Democracy» (NED) и, конечно же, ЦРУ.
Чтобы убедиться в этом, вспомним, что в соседнюю Киргизию в мае 2019 года прибыли два гостя, Джозеф Белл и Спаска Гатзинска, региональные координаторы проектов NED по Центральной Азии. Гатзинска и вовсе является программным директором NED по евразийскому региону. Республиканская газета «Дело №» подробно рассказала об этом визите.
Белл и Гатзинска встречались с оппозиционерами в Бишкеке. Гости интересовались политической ситуацией, раскладом во властных структурах, прогнозами. За неделю «NEDовцы» провели около сорока встреч с местными политиками и активистами, правозащитниками и множеством иных лиц. Гатзинска говорила о слабости власти, призывала «собрать НПО для усиления потенциала оппозиции». Собеседники рассказывали о своих политических амбициях и добивались американской финансовой поддержки. Они рассказывали, как вследствие активности пользователей соцсетей была остановлена деятельность российской компании на Кызыл-Омпольском урановом месторождении на Иссык-Куле и что «при хорошей финансовой поддержки ситуацию в стране можно изменить по сценарию 2010 года». Тогда был совершен государственный переворот, происходили межэтнические столкновения.
Повторюсь, NED – официальная структура, основанная Конгрессом США и финансируемая из госбюджета, и его сотрудники, по сути, американские чиновники, вмешивающиеся во внутренние дела иностранного государства.
Приведенные факты ясно указывают на то, что накануне протестов, в мае 2019 года, двое сотрудников правительственного учреждения США NED побывали в Бишкеке и Алма-Ате, где они встречались с представителями внесистемной оппозиции Казахстана и Кыргызстана, обсуждали перспективы борьбы против правительств двух стран, давали советы и инструкции, договаривались о финансировании. По информации из надежных источников, в середине этого года представители указанной организации прибыли в Кыргызстан и провели встречу с рядом НПОшников и журналистов, а также деструктивными политическими деятелями нашего государства. Перечислим их: директор ОФ «Наше право» Калича Умуралиева, директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова, дважды экс-депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков, руководитель «Коалиции за демократию и гражданское общество» Дина Ошурахунова, «экс-руководитель ОО «Партнерская группа «Прецедент» Нурбек Токтакунов, исполнительный директор движения «За конституционное совещание» Рита Карасартова, активист Адиль Турдукулов, журналист Болот Сатаркулов, борющийся за права геев-лесбиянок активист Алибек Алканов, руководитель НПО «Ассоциация центров поддержки гражданского общества» Чолпон Акматова, директор ОО «Молодежная правозащитная группа» Надира Эшматова, представитель ОО «Мирные инициативы» Айбек Муратов, представитель организации «За международную толерантность» Бахрамжон Рахманкулов, бизнес-консультант Марат Баязов и прочие.
На другой день представитель NED Белл встречался с Равшаном Жээнбековым и его близким другом, политэкспертом Маратом Баязовым. На встрече речь шла про финансовую поддержку со стороны NED. На встрече Жээнбеков отметил, что «у сегодняшнего правительства уже не хватит силы на исправление ситуации, у нас достаточно сильная оппозиция». Правда, затем он заявил: «Пойду на пост премьер-министра, меня поддержат области северного региона!» Что касается Баязова, то он сказал: «Мы работаем, но денег мало, в то время как со стороны международной организации требования большие!»
Представители NED, проведя такие встречи, обещали усилить финансовую поддержку. Подтверждаются слухи, что теперь в свои объятия они начали привлекать депутатов парламента.
Есть все основания полагать, что в Алма-Ате имели места те же переговоры между NED и политическими активистами, как и в Киргизии, просто быстро вылившиеся в фактические беспорядки на улице вскоре после завершения консультаций.
Руководители протестных движений в Кыргызстане и Казахстане получали в разное время деньги в виде грантов от структур, представляющих интересы США в Центральной Азии. Это касается и лидеров множества группировок, создаваемых США киргизских и казахстанских НПО. Они понимают, что проведение угодных США протестных акций, периодические выступления против российских инициатив, как, например, против строительства АЭС при участии Росатома, всегда будет щедро оплачивается организацией, взявшей на себя часть функций ЦРУ.