Издание The Wall Street Journal в публикации «Друг, в котором нуждается Америка в Афганистане», заявило о том, что Узбекистан является главным партнером США в Центральной Азии. Авторы статьи настаивают на том, что администрация Джо Байдена должна продолжать тесную работу с республикой, в первую очередь, в военно-политическом ключе.
Для США Узбекистан представляет интерес с геополитической точки зрения. Сейчас это более чем очевидно, поскольку воинский контингент США покинул Афганистан и страна находится в активном поиске новой территории для своей военной базы. В свете новых глобальных вызовов, которые навязывает Вашингтон мировому сообществу, сдерживание России и Китая в регионе для Белого дома становится первостепенной задачей. Для решения этой задачи США необходимо создать условия для размещения своих воинских контингентов в Центральной Азии.
Вашингтон ведет переговоры со всеми странами региона, но ни одна из них не горит желанием видеть у себя американских военных. У многих стран уже есть опыт сотрудничества с американцами, который нельзя назвать позитивным. Снова попадать под влияние Вашингтона никто не спешит. Более того, базы США станут мишенью для талибов, недовольных использованием американских беспилотников против граждан своей страны. В этом случае они смогут дать симметричный ответ, что повлечет за собой новый виток напряженности в регионе. Ждать, что армия США придет на помощь, неразумно. Весь мир не так давно наблюдал за бегством американских военных из Афганистана, где они бросили не только все свое вооружение, но и союзников, служивших им на протяжении двух десятилетий.
Взвешивая все эти факты, страны стараются избежать американского присутствия, прикрываясь или политикой нейтралитета, или участием в иных военных союзах. Однако у Узбекистана особое положение. Он не связан никакими обязательствами с такими организациями и демонстрирует явную расположенность к взаимодействию с новым правительством Афганистана, позиционируя себя как ключевая страна в регионе. И хотя еще в середине октября в Минобороны Узбекистана заявили о невозможности размещать на своей территории антитеррористические подразделения США, ссылаясь на военную доктрину страны, Вашингтон все же не оставляет надежд на благосклонность Ташкента.
На слушаниях в Сенате США представитель Пентагона Колин Каль в отношении вопроса о размещении войск в Центральной Азии заявил: «У нас есть некоторые очень конкретные идеи, но на этот счет… это очень деликатно». Деликатность никогда не была отличительной чертой американской политики, тут скорее речь идет о шантаже, ведь потерять контроль над регионом Вашингтон себе позволить не может.
Миссия США в Афганистане завершилась. И завершилась, по словам Джо Байдена, весьма успешно. Вероятно потому, что заявленные цели не совсем совпадали с фактическими. Демократическое, развивающееся государство на стыке геополитических интересов крупнейших мировых держав рано или поздно вышло бы из под контроля США. А в случае поддержки нестабильности, американские военные смогут присутствовать в регионе столько, сколько потребуется для реализации своих задач.
То, что эта нестабильность нагнетается сейчас искусственно, очевидно. Причем основную роль здесь играют именно Соединенные штаты и зависимые от них международные организации. Путем блокировки экономики страны, провокационных заявлений о продолжении вмешательства во внутренние дела Афганистана и спонсировании оппозиции и террористических движений, действующих на территории страны и за ее пределами.
Киргизский политолог, военный эксперт Токтогул Какчекеев, считает, что на самом деле США в Афганистане проводили испытания для своей техники и личного состава с учетом специфики горной местности. «Американцы прогнали через Афганистан более миллиона солдат, для того чтобы иметь тактику ведения боя в горных условиях и, соответственно, внести соответствующие коррективы для будущей войны на аналогичном рельефе местности в других странах. Такой рельеф имеет Латинская Америка, Кавказ, Китай, Индия и Средняя Азия. Я думаю, они прогнали через эту программу новую подготовку к вероятной будущей войне или к войсковым операциям в аналогичных ситуациях», – считает эксперт.
Если киргизский эксперт прав, Узбекистан рискует на правах «друга, в котором нуждается Америка» превратиться в оплот американской военной силы в Центральной Азии и стать центром военного конфликта, в котором, учитывая специфику региона, будут вовлечены все страны без исключения.