ЯЗЫКОВОЙ НАЦИОНАЛИЗМ – НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАЗАХСТАНА?

Новости

У казахских националистов, организовавших так называемые языковые патрули, уже нашлись последователи. В конце октября в сети распространилось видео, на котором блогер из Кокшетау Адильжан Абдугали, явно симпатизирующий одиозному руководителю языковых патрулей Куату Ахметову, рассуждает о том, что казахам следует сделать с русскоговорящей частью населения Казахстана.

В своем видеообращении молодой человек призывает своих зрителей присоединяться к языковым патрулям и усиливать давление на русскоговорящих казахстанцев. «Заходите в учреждение, спрашивайте на казахском языке, требуйте на казахском языке. Записывайте такие короткие видео, с порога начинайте», – заявляет он. Но языковым терроризмом все не ограничивается. Адильжан Абдугали выдвигает территориальные претензии к Российской Федерации, обвиняя ее в оккупации «исконно казахских земель». «Для настоящего патриота Казахстана Северный Казахстан – это Омск, Томск, Оренбург, Челябинск, Алтай, которые сейчас временно находятся в составе Российской Федерации», – уверен блогер. По его словам, чтобы вернуть свои территории, необходимо добиться развала России, а для этого казахам требуется объединиться с кавказскими, тувинскими и другими националистическими организациями. Налицо явные призывы к нарушению территориальной целостности России, но видео почему-то до сих пор не удалено, а сам блогер по-прежнему на свободе.

Похожую риторику продвигал и создатель языковых патрулей Куат Ахметов. Напомним, что это движение получило известность в конце лета, после публикации видео, на котором пожилая гражданка Казахстана извиняется за то, что она говорит на русском языке. Активисты таких патрулей проводят проверки использования казахского языка в магазинах и государственных учреждениях, при этом часто вступая в конфликты с русскоговорящими гражданами. Свои похождения националисты публикуют на Youtube-канале Til Maydani, что переводится как «волна языка». Акции проходят во многих крупных городах Республики: столице страны Нур-Султане, Алма-Ате, Павлодаре, Уральске и других.

Действуют активисты по отработанной схеме: приходят в магазин и проверяют, переведены ли этикетки на казахский язык и понимают ли его сотрудники. В случае, если это не так, работников (чаще всего женщин) заставляют публично приносить извинения лично Куату Ахметову. При этом простое незнание языка Ахметов преподносит как сегрегацию по национальному признаку: якобы русские принципиально отказываются обслуживать казахов. В названиях видеороликов, которые, к слову, пишутся на русском языке, русских часто называют «гастарбайтерами», «нацистами», «фашистами». Ахметов объясняет свою деятельность тем, что русские высокомерно относятся к приезжим и «с ненавистью» приходят в Казахстан.

Агрессивная пропаганда националистических идей уже дает свои плоды. 20 октября в казахском городе Тараз прохожий внезапно напал на ребенка: ударил его по голове, сбив с самоката, а затем пнул ногой, после чего ударил и подбежавшую к внуку бабушку. Местные СМИ и очевидцы событий сообщили, что мужчина набросился на ребенка со словами «Русские раздражают!». Виновник случившегося уже задержан. В ходе следствия выяснилось, что мужчина с 2018 года состоит на учете с диагнозом «шизофрения».

Против подобных проявлений национализма неоднократно высказывались множество общественных деятелей и политиков, включая президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. На заседании Ассамблеи народа Казахстана он призвал не допускать любых проявлений дискриминации. «Все проявления этнического высокомерия, от кого бы они ни исходили, дискриминация по любым признакам, попытки расшатать на этой почве общественный порядок и в целом внутреннюю стабильность должны жёстко пресекаться», – заявил он. Похожей позиции придерживается и казахская диаспора в России. Глава казахской диаспоры в Санкт-Петербурге Мухтар Антеев призвал власти Казахстана перестать замалчивать подобные инциденты, а виновников жестко наказывать. «Надо такие вещи не умалчивать, а наоборот публично их озвучивать и привлекать к ответственности таких людей, потому что от них какие-то маргиналы могут брать пример еще в других местах, других регионах. Поэтому я категорически отрицательно, естественно, отношусь к этому», – говорит он.

Во всех произошедших инцидентах можно выделить одну общую деталь: действия националистов не пользуются широкой поддержкой населения. Почему же тогда подобные происшествия повторяются с завидной регулярностью? Дело в том, что националистические настроения в Центральной Азии подпитываются искусственно. Основная цель данных провокаций – поссорить Россию и Центральную Азию, сделать так, чтобы страны региона отвернулись от России в сторону США и Турции. Достаточно вспомнить, как турецкое новостное агентство Anadolu приветствовало переход Казахстана на латиницу, и все сразу становится понятно. Кроме того, у националистов есть покровители и среди казахстанских чиновников. Например, парламентарий Берик Абдыгалиулы, который выступает за реабилитацию бойцов Туркестанского легиона СС. Другой пример – заместитель министра информации и общественного развития Аскар Умаров, известный борец с «русским колониализмом» и бывший вице-президент «Тюркской академии». Он известен своими провокационными высказываниями, в которых называл русских «навязанной диаспорой», а геноцид армян – «интеграцией в турецкую нацию».

Разжигание межнациональной розни является одним из основных методов повышения напряженности в регионе. Заинтересованные стороны искусственно раздувают истерию вокруг отдельных проявлений национализма, представляя это как общую тенденцию. Но основная масса населения воспринимает русский язык как язык межнационального общения, как важную часть истории и культуры Центральной Азии. Поэтому попытки националистов вновь обострить языковой вопрос являются обыкновенной провокацией, не отражающей реального положения вещей.