ДРУЖБА БАКУ И АШХАБАДА МЕНЯЕТ СИТУАЦИЮ НА КАСПИИ

Геополитика Каспий

Европа уже в ближайшее время может стать потребителем туркменского газа. Азербайджан предоставляет Туркменистану готовую инфраструктуру «Южного газового коридора» (ЮГК) для транзита углеводородов. Стороны приступают к совместной разработке месторождения «Достлук» («Дружба»), ранее известного как «Кяпаз» или «Сердар», из-за которого Ашхабад и Баку едва не начали войну. Эксперты считают, что разработка «Достлука» – это пробный шар в реализации более крупных проектов и строительства Транскаспийского трубопровода.

С предложением воспользоваться азербайджанской инфраструктурой выступил в ходе Международного форума по привлечению инвестиций в нефтегазовый сектор Туркменистана OGT-2021, который состоялся 12–13 мая в Ашхабаде, президент национальной азербайджанской компании SOCAR Ровнаг Абдуллаев. «Мы готовы поделиться с туркменскими компаниями обширными возможностями трубопроводной системы ЮГК и нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан для транспортировки богатейших туркменских углеводородных ресурсов на международные рынки», – цитирует Абдуллаева информационный ресурс «Ориент».

После чего он был принят самим президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, что свидетельствует о том, насколько большие надежды связывают туркменские власти с сотрудничеством с азербайджанским монополистом. Чего стоит назначение структурного подразделения SOCAR – SOCAR Trading «премьер-партнером» всего проводимого форума, когда все уже присутствующие и вложившие в экономику Туркменистана около 19 млрд долл. иностранные компании, включая и ключевого партнера Туркменистана – китайскую CNPC, удостоились статуса спонсоров (хоть и «золотого» – для CNPC).

Медовый месяц между Туркменистаном и Азербайджаном начался в январе этого года с подписания Меморандума о взаимопонимании между правительствами стран о совместной разведке, разработке и освоении углеводородных ресурсов этого месторождения «Достлук», бывшего ранее предметом ожесточенных споров настолько, что первый президент Сапармурат Ниязов прибегал в очной полемике с азербайджанским коллегой Гейдаром Алиевым к очень образным, но жестким фразам по поводу раздела Каспийского моря и спорных месторождений: «Иначе кровью запахнет». Об этом Ниязов заявил в ходе прикаспийского саммита в 2002 году и предложил создать совет президентов прикаспийских государств, чтобы не допустить такого развития событий, сообщал эксперт Аркадий Дубнов.

Впрочем, сейчас этот предмет споров канул в Лету, что позволяет странам не только мирно сосуществовать, но и совместно добывать углеводороды на Каспии. Более того, новость была настолько позитивной, что неделей позже подписания меморандума его благословил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Турецкие, азербайджанские и туркменские СМИ, представители бизнеса и государственные чиновники в один голос стали заявлять, что не только снято напряжение между Азербайджаном и Туркменистаном, но и ликвидирована последняя преграда для… транспортировки туркменских энергоресурсов через Каспийское море.

Ликование турецкой стороны объяснялось не только и не столько радостью за два братских тюркских народа, пришедших к мировому соглашению, сколько тем, что туркменские энергоресурсы должны пойти в сторону Европы через территорию Турции. И наивно предполагать, что без активного дипломатического сопровождения с турецкой стороны это соглашение было бы достигнуто. Основная идея была именно такой: открыть ворота туркменскому газу в Европу через территорию Турции.

Рефреном эта же идея прозвучала в выступлении заместителя председателя государственного концерна «Туркменгаз» Гуванча Агаджанова: «Освоение Туркменистаном и Азербайджаном месторождения «Достлук» в Каспийском море позволит экспортировать природный газ в западном направлении». При этом следует отметить, что запасы газа на месторождении «Достлук» довольно скромны (около 30 млрд куб. м газа), а речь идет о действительно гигантских газовых запасах других месторождений Туркменистана, которые планируется перебрасывать через Каспий в Азербайджан и далее в Турцию.

При этом все выступающие – намеренно или по забывчивости – не упоминали факта существования Каспийской конвенции, которую пафосно называли «Конституцией Каспия» и которая, по идее, должна определять порядок такого рода транскаспийских проектов, учитывая мнения всех прикаспийских государств, о чем отмечено в конвенции.

«Несколько раз приходилось говорить о том, что настырность, с которой Турция склоняет Азербайджан и Туркменистан к скорейшей прокладке Транскаспийского трубопровода, является чистой воды провокацией и серьезной попыткой подрыва региональной стабильности и безопасности. Почти 30 лет понадобилось прикаспийским странам, чтобы согласовать все ее нормы и самые тонкие нюансы. Но и в завершенном виде Каспийская конвенция продолжает вызывать вопросы, примером тому может служить тот факт, что Меджлис Ирана до сих пор ее не ратифицировал», – сказал туркменский эксперт Сердар Айтаков. Донастройка конвенции, по его мнению, требует очень аккуратного отношения, атмосферы взаимопонимания и уважения к интересам всех прикаспийских государств.

«В частности, к прокладке транскаспийских трубопроводов у России есть четкие требования, а иранская сторона требует строгой юридической кодификации таких проектов если не в самой конвенции, то в рамках ее протоколов либо приложений к ней. А волюнтаризм и авантюризм, с которыми действуют власти Азербайджана и Туркменистана при активном поощрении Турции, однозначно приведут к поломке хрупкого консенсуса, благодаря которому была создана Каспийская конвенция», – подчеркнул Айтаков.

По его словам, именно поэтому турецкие власти так торопятся: пока конвенция не вступила в силу, «им важно ее девальвировать, фактически – уничтожить». «Зная, как власти Турции относятся к нормам международного права – а это не только в их духе, это один из принципов их современной политики, – можно утверждать, что в случае с Каспием поведение Турции является красноречивым примером и подтверждением ее деструктивной роли. Однако властям Туркменистана и Азербайджана стоит самым серьезным образом оценить все риски и последствия их авантюризма: при подписанной конвенции по Каспию без согласования с другими прикаспийскими странами проводить подобную политику чревато самыми серьезными осложнениями. И фраза Сапармурата Ниязова может заиграть новыми красками…» – отметил Сердар Айтаков.

Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сказал, что сегодня речь о строительстве Транскаспийского трубопровода не идет, в проекте много незакрытых вопросов. «Важно, что Туркменистан и Азербайджан совместно начинают разработку месторождения «Достлук». Более того, с туркменской стороны подключается российская компания ЛУКОЙЛ. И у ЛУКОЙЛА, и у Азербайджана на Каспии имеется хорошая инфраструктура. Поэтому Ашхабаду необходимо достроить недостающие 10–15 км трубы, чтобы соединиться с ЮГК.

Это относительно дешево – не нужно создавать с нуля инфраструктуру – и эффективно, потому что компания-разработчик получает возможность в сжатые сроки доставлять свою продукцию конечному потребителю», – отметил эксперт. При этом, по его словам, поставки газа с месторождения «Достлук» могут стать отправной точкой для реализации комплекса вопросов, связанных с доставкой туркменских энергоносителей в Европу. «В настоящее время специфика ситуации заключается в том, что здесь участвуют конкретные компании, которые имеют своих партнеров и свою инфраструктуру, туркменская сторона только пользуется ситуацией», – подчеркнул Велизаде.

Баку, по его словам, получает возможность активно осваивать свои 30% месторождения «Достлук»: стороны разделили месторождение к взаимному удовлетворению в соотношении 70 к 30 и дополнительную экономическую прибыль от транзита туркменских энергоресурсов по ЮГК на рынки стран южной Европы. «К плюсам можно отнести не только сотрудничество двух стран, но и взаимодействие с РФ, что снимает часть вопросов, точнее политических спекуляций. В целом реализация трехстороннего проекта позволит активизировать другие проекты, где в азербайджанской части Каспия ЛУКОЙЛ в 2020-м подписал соглашение с SOCAR о разработке перспективных месторождений «Нахчыван» и «Гошадаш» в этой же части Каспия. Что же касается мощности ЮКГ, то их пока хватает», – сказал Велизаде.