Выходцы из Таджикистана, действующие в составе террористической организации на территории Афганистана, распространили в соцсетях 10-минутный фильм под названием «Фатҳи райони Моймай» («Покорение района Маймай»). В видеоролике, помимо прочего, сообщается, что боевики намерены начать боевые действия в Таджикистане.
Приверженцы радикальных течений, снявшие видеоролик, в середине ноября совершили нападение на полицейский пост, расположенный недалеко от берега пограничной реки Пяндж. В рядах вооруженной группировки, причисляющих себя к талибам, в основном, выходцы из Таджикистана: Дустмухаммад Мухаммадов (прозвище Махди), Далер Элмуродов (Хазифа), Абдулбосит Вохидов (Юнус Арсалон), Бусанбой Гадоев (Закаре или Закария), Сухроб Юсупов, Шакарбек Холбеков, Рустамхуджа Насруддинов, братья Джавахир и Бегзод Уруновы.
Это первое публичное заявление представителей вооруженной группировки талибов о стремлении расширить свое влияние на страны Центральной Азии. К слову, заместитель руководителя движения «Талибан» мулла Абдул Гани Барадар в ходе пресс-конференции, напротив, заявил, что талибы заинтересованы в хороших отношениях с соседями.
Это может свидетельствовать о том, что руководители движения перестают контролировать своих боевиков, которые сейчас используют инфраструктуру «Талибана», как плацдарм для дальнейшего воплощения своих идей. В будущем таджикские талибы могут стать самостоятельной группировкой, которая сейчас только прикрывается громким названием для собственного пиара. Цели свои они уже озвучили. Количество таких боевиков – выходцев из стран Центральной Азии, которые смогут разделить идею Махди, в последнее время резко увеличилось. По информации СМИ, основная их концентрация – в северной афганской провинции Бадахшан, там воюет порядка 450 иностранцев, которые пытаются взять под контроль границу. В рядах боевиков представители разных радикальных группировок, таких как «Джамаат Ансарулла» Таджикистана*, «Харакат-и инкилаб-и ислами» Восточного Туркестана*, «Кавказский Эмират»*.
В случае необходимости они с легкостью найдут себе поддержку среди мирных жителей стран региона, особенно, в молодежной среде. Вербовщики постоянно ищут новобранцев для вооруженной борьбы среди членов таджикских, казахских, узбекских, киргизских и туркменских диаспор за рубежом, в частности, тех, кто выезжает на заработки в Турцию.
Также активно работают вербовщики и в соцсетях. Канадская компания SecDev Group на основе открытых данных и разведданных с открытым исходным кодом, сделала вывод о том, что в настоящее время существует более 500 отдельных каналов в Telegram, Facebook, Instagram, Twitter, Youtube и на популярных платформах «Вконтакте» и «Одноклассники», которые широко используются террористами для вербовки новобранцев из Центральной Азии. Аудитория таких каналов исчисляется миллионами подписчиков, среди которых преимущественно молодежь. Средний возраст рекрутов в экстремистские организации по центральноазиатскому региону составляет всего 27 лет, по сравнению с 38 годами в США, 44 – в Западной Европе.
Странам региона необходимо срочно искать пути решения этих проблем. Власти Таджикистана пытаются воздействовать на террористов группы Махди через родственников, путем уговоров и обещаний свободы в случае возвращения на родину. Кроме того, на территории страны расположена 201 российская база, способная дать отпор террористам. Тем не менее, страны должны наращивать работу именно с молодежью, как наиболее нестабильной категорией граждан, которая полностью зависит от соцсетей, не имеет реализации в современном мире, не видит перспектив дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Страны Центральной Азии сейчас находятся в центре нового типа гибридного конфликта, где борьба ведется как в реальном, так и в виртуальном мире. Поэтому организовать эти силы и вывести на качественно новый уровень реализации – вот что должно быть в приоритете.
В этих условиях на заседании совета министров иностранных дел ОДКБ представитель Таджикистана Сироджиддин Мухриддин обсудил с коллегами пандемию и ситуацию на границе с Афганистаном, акцентировав внимание на растущей террористической угрозе в районе таджикско-афганской границы.
Аналогичную обеспокоенность выразил и президент Таджикистана Эмомали Рахмон на саммите ОДКБ, прошедшем 2 декабря. Лидер центральноазиатской республики обратил внимание на растущую угрозу терроризма, экстремизма, радикализма и транснациональной организованной преступности в мире.
«Различные террористические и экстремистские силы не отказались от своих разрушительных намерений и продолжают проявлять активность в различных регионах мира, в том числе в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ», – сказал таджикский лидер.
Эмомали Рахмон также выступил за наращивание потенциала ОДКБ, отметив, что республика с тревогой наблюдает за негативным развитием ситуации в Афганистане. Повод для волнения действительно весомый. Не так давно, 10 декабря, поступила информация о том, что более сотни террористов из Центральной Азии стали частью радикального исламистского движения «Талибан». Согласно данным, примкнувшие к талибам боевики являются выходцами из Таджикистана, Узбекистана, Китая и с Кавказа.
Известно, что большинство боевиков в настоящее время дислоцируются в Вардуджском и Джирмском районах северной провинции Бадахшан. Не так давно террористы проникли в приграничные Маймаиский и Нусаиский районы. Эти территории, по словам члена районного совета Абдуллы Наджи Назари, служат убежищем для террористов из-за стратегического расположения провинции, граничащей с Пакистаном и Таджикистаном. Также продолжают поступать данные о том, что иностранные граждане активно участвуют в боях на стороне талибов против афганской армии, что, по мнению местных властей, является угрозой не только для самого Афганистана, но и для его региональных соседей.
В связи с этим Эмомали Рахмон активно призывает страны ОДКБ объединиться в борьбе с современными угрозами. Инициативу расширения работы в данном направлении поддержал российский лидер Владимир Путин. Свою позицию он выразил в ходе выступления во время крайнего саммита ОДКБ, отметив при этом перспективы дальнейшего развития отношений между РФ и Таджикистаном.
«Республика Таджикистан играет особую роль в сдерживании угроз, исходящих из сопредельных стран. Я имею в виду, конечно, террористов и наркотики. В этой области со стороны Таджикистана выполняется огромная позитивная работа», – заявил президент России.
Владимир Путин отметил, что Россия будет и дальше поддерживать Таджикистан в вопросах безопасности, в том числе с использованием возможностей российской военной структуры, включая 201-ую Российскую военную базу, которая более 16 лет служит гарантом безопасности в данном регионе.