«То, что мы сейчас видим – это не вторая волна, первая волна коронавируса не закончилась», – заявил Александр Эдигер, врач-патологоанатом. Прозвучало это в ходе четвертой международной конференции, посвященной деятельности биологических лабораторий США на постсоветском пространстве.
«Биолаборатории США перестали восприниматься как элемент ландшафта и теперь видятся как угроза странам и регионам, – указал Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба. – Я очень надеюсь, что хотя бы в дружественных к России странах будут приняты меры, направленные на закрытие этих лабораторий. Потому что это инфраструктура НАТО».
«Биолаборатория удар наносит незаметно», – подчеркнул Иван Юдинцев, политолог. В ходе мероприятия многие его участники так или иначе касались проблемы биологического оружия. Предмет этот крайне неоднозначный, поскольку в случае использования может нанести удар и по агрессору, однако потенциальные возможности, которые оно дает в современном мире, очень сильно мотивирует к желанию разрабатывать такое оружие и обладать им.
«Сейчас время бесконтактной войны. Биологическое оружие в этом плане идеально, хотя оно может запросто навредить тому, кто его запустил», – подчеркнул Григор Григорян, вирусолог и эксперт по зоонозным болезням. Он сообщил, что в 2015 году в США было 255 утечек и 12 потерь штаммов и других подобных опасных биологических материалов. В 2018 году соответствующие цифры составили 193 и 8. В этом году Форт Детрик – крупнейший в США военно-биологический исследовательский центр – закрывали на 3 месяца, пока не провели весь комплекс обеззараживающих мероприятий.
«Мы – журналисты и эксперты – сделали максимум возможного, чтобы привлечь внимание к проблеме. Дальше – дело дипломатов», – считает г-н Мендкович. В начале декабря прошла конференция стран-членов ОДКБ, участники которой договорились сформировать механизм, который будет купировать угрозы от биолабораторий США.
Биологические объекты НАТО занимаются медицинской разведкой. Такие мероприятия подрывают «биологический суверенитет» тех государств, в отношении которых ведется сбор соответствующих сведений. «Даже количество белков, потребляемых конкретной социальной группой, для военного разведчика может быть очень ценной информацией», – акцентировал Александр Эдигер.
«На первое место должны выступать не дипломаты, а военные, потому что этого требует сам характер угроз, – настаивает г-н Григорян. – Выявляются штаммы, которые естественным образом не могут попасть в популяцию тех или иных животных. Это уже не имеет ничего общего с наукой».
Александр Александровский, модератор конференции, в свете сказанного подытожил: «Время сантиментов и беззубых декларативных заявлений прошло».
Что касается собственно коронавируса, который выбил человечество из привычной колеи в 2020 году, то о нем говорили достаточно много. От «COVID опасен, но это не чума и не эбола» до «мы не знаем, как себя будут вести сезонные инфекции на фоне COVIDа». «В России почти выбраны койки, почти выбраны кадры, но это уже не истерика, а тяжелая работа, – сообщил г-н Эдигер. – Будущий год ожидается не лучше, чем этот».